- Форма
- философско-эстетическая категория, обозначающая: 1) внешнюю определенность вещи и наблюдаемые признаки ее существования, отвечающие художественноэстетическим критериям и служащие предметом эстетических оценок; 2) активную творческую силу сверхфизического характера, организующую ту материю, из которой состоит вещь, а также те пространственно-временные параметры, в которые она вписывается. Второе понимание формы идет от Аристотеля, который рассматривал ее как одно из причинных начал, без которого материя пребывает в состоянии потенциального «сырья» и которая обеспечивает возникновение и существование конкретных вещей. Существует система форм. Так, внешняя форма удерживает содержание в пределах определенной структуры и не позволяет ему «рассыпаться» на составляющие элементы, ничем между собой не связанные. Внутренняя форма привносит в содержание, уже организованное внешней формой, те характерные смысловые, ценностные оттенки, которые делают данное содержание неповторимым. Над бесчисленным разнообразием земных, внешних и внутренних, форм довлеет высшее начало, которое преобразовало хаос в космос, сотворило миропорядок, облекло все сущее в формы различной степени сложности. Практически в каждой значительной философской системе присутствует такое первоначало, играющее роль пер- воформы, организовавшей земную материю. Поскольку в бытии всегда присутствует возможность небытия и любая конкретная структура рано или поздно распадается, можно утверждать, что порядок чреват хаосом, подобно тому как жизнь всегда чревата смертью. Хаос - это отсутствие структурности, рассеянность, безмерность. В мифологии хаосом издавна принято именовать некое неразличимое в себе, внутренне недифференцированное. неструктурированное первоначало бытия, выступающее как аморфная, неустойчивая стихия. Хаос либо предшествует порядку, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. В столкновениях своих стихий он несет огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях воплотиться, оформиться в конкретные структуры. Упорядоченность представляет собой способ и форму существования организованных структур, внутренне уравновешенных целостностей. Являясь качеством системы, формальная упорядоченность предполагает бесконечное множество своих степеней, каждая из которых находится на определенном удалении от противоположных полюсов хаоса и гармонии. Гармоничность - это состояние целого, когда все его элементы приходят в такое соотношение друг с другом, при котором система достигает высокой степени совершенства, функциональной эффективности и продуктивности. В условиях гармоничной оформленности все часто целого существуют максимально полноценно, образуя не внешнее соединение противоположностей, а их слияние в конкретное, органичное тождество, когда устраняются резкие различия и контрасты между ними. В духовной жизни особой областью, специально культивирующей, намеренно и успешно формирующей гармоничные связи, является искусство. Оно как бы для того и предназначено, чтобы напоминать людям, что кроме пугающего хаоса и размеренного, но порой бездушного порядка, существует высший мир прекрасных форм, отвечающих критериям гармони и совершенства.Для греков одним из главных мифологических образов, олицетворяющих формообразующее начало цивилизованного порядка, был бог света, соразмерности и гармонии Аполлон. Поклоняясь ему, эллины высоко ценили принцип меры как высшее проявление оформленности и как важнейшее условие упорядоченности и гармоничности любого, жизненного или художественного, материала. Сентенции Гесиода в поэме «Труды и дни» свидетельствуют о том, что этот принцип служил важным нормативным инструментом в формировании культурного сознания:Меру во всем соблюдайИ дела свои вовремя делай......Меру в словах соблюдешьИ всякому будешь приятен.Через образ Аполлона в представлениях мифологического сознания происходило самоуяснение необходимых смысловых оттенков проблем формы, упорядоченности, соразмерности, гармоничности. Аполлон виделся как сила, способная воссоединять и оформлять то, что разрозненно, согласовывать то, что противоречит друг другу, конфликтует между собой. Он символизировал способность утихомиривать бушующий дионисийный хаос внутри человека, подчинять его инстинкты и страсти началам законосообразности. К нему взывали греки, когда испытывали насущную потребность в авторитетном формообразующем, дисциплинарном начале. Внося начала формы, меры и гармонии во все проявления человеческой натуры от повседневного поведения до высших разновидностей художественного творчества, Аполлон нес в себе могучую энергию принудительного воздействия, энергию долженствования. Когда один из крупнейших культурологов XX в. О. Шпенглер назвал душу античной культуры аполлоновской, это было во многом верно и с этим, казалось бы, невозможно спорить. Но если бы кто-то взялся утверждать, что и душа античного человека была аполлоновской, подобное суждение было бы ошибочным. Душа древнего эллина была в равной степени и аполлоновской, и дионисийной. Она словно состояла из двух чаш весов, где аполлоновское влечение к форме, упорядоченности и гармоничности пребывало в отношениях динамически-противоречивой уравновешенности с дионисийным влечением к хаосу. Строго говоря, вся греческая культура тоже не была целиком аполлоновской. В поэзии, драматургии, философии диоиисийство присутствовало в значительной степени. Влечение к хаосу явственно ощущается во многих сценах трагедий Софокла, в философских выступлениях софистов и циников. Другое дело, что общая устремленность культуротворческой активности греков такова, что оформленность, упорядоченность, соразмерность, красоту и совершенство они ценили несравнимо выше, чем бесформенность, беспорядок и дисгармоничность. Собственное бессознательное влечение к хаосу они воспринимали как изначальную данность и неизбежность, с существованием которой надо смириться, отведя ей определенное место в собственной жизни. Любовь же к высшим проявлениям оформленности жизненного и художественного материала, каковыми выступают красота и гармония, страстное влечение к ним были тем, что возвышало эллинский дух, наполняло жаждой творчества, придавало особый смысл всем его устремлениям.В эстетическом сознании представления о форме неразрывно связаны с характеристиками содержания. С помощью этих категория характеризуется художественное произведение. Связь между ними проявляется следующим образом:• эстетическая форма выступает в качестве организующего принципа, упорядочивающего то или иное содержание, придающего ему определенную внешнюю кон- фигуративность и способность отвечать критериям художественности;• форма не существует в отрыве от содержания; содержание воспринимается только через форму; каждая попытка рассматривать их по-отдельности имеет, как правило, характер условного аналитического приема. Понятие формы - абстракция достаточно высокого, философского порядка, которая в художественно-эстетическом контексте обретает вид таких конкретных эстетических категорий, как жанр, стиль, композиция, ритм и т. д.◘ Лит.: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971; Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Он же. Вопросы литературы и эстетики. - М. 1975; Гачев Г. Д. Содержательность художественной формы. - М., 1968; Григорьев М. С. Форма и содержание литературно-художественного произведения, - М., 1929; Виноградов И. И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. - М., 1958.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.